Введение в программирование

Указатели на переменные


Указатель на переменную содержит адрес памяти расположения этой переменной.

Объявление указателя имеет следующее формальное описание:

тип_переменной *имя_переменной_адреса;

Инициализация указателя выполняется следующим образом:

тип_переменной имя_переменной_содержания; имя_переменной_адреса = &имя_переменной_содержания;

Объявление указателя может быть выполнено с одновременной инициализацией:

тип_переменной *имя_переменной_адреса = &имя_переменной_содержания;

Доступ к значению переменной по указателю имеет следующее формальное описание:

имя_переменной_содержания1=*имя_переменной_адреса;

При работе с указателями действуют следующие правила:

  • при объявлении переменной-указателя перед именем переменной указывается операция *;
  • если одним оператором объявляется несколько переменных-указателей, то перед каждой такой переменной следует указывать операцию *;
  • после объявления указателя его следует инициализировать адресом значения того же типа, что и тип указателя;
  • для получения адреса переменной перед ее именем указывается операция взятия адреса &;
  • для получения значения переменной по указателю на нее перед указателем ставится операция разыменования * (называемая иногда операцией взятия значения);
  • указатель строки содержит адрес первого символа строки;
  • при увеличении указателя на единицу значение, содержащееся в переменной-указателе, увеличивается на число байт, которое отведено под переменную данного типа.

Операцию разыменования & нельзя использовать:

  • для регистровых переменных (register r1; pReg=&r1;);
  • с константами (pAdr1=&444;);
  • с арифметическими выражениями (int i=1234; pAdr1=&(i+3);).

Например:

int iVar; int* pInt; // Указатель pInt=&iVar; // Эквивалентно оператору // int *pInt=&iVar; *pInt=20; // Эквивалентно оператору // iVar=20; char* pStr="The string"; iVar=strlen(pStr); // Определение длины строки

Указателю может быть присвоено значение другого указателя: в этом случае следует использовать операцию *. Компилятор Visual C++ отслеживает некорректные присваивания - указателю значения или наоборот, и выдает предупреждение о различных уровнях адресации.


На следующей схеме иллюстрируется соотношение указателя и значения.

ПеременныеУказателиОбъявление и инициализацияchar Achar Bchar*pAchar*pB2000200130003020
Адреса ячеек памяти
Операции:Содержание ячеек:
A='w';w
pA=&A; //адрес переменной А2000
B=*pA; //значение переменной Аw
*pA='я'; //изменение значенияя
pB=pA; //адрес переменной А2000
pB=&A; //адрес переменной А2000
Операции инкремента ++ и декремента -- указателя можно выполнять как после операции присвоения (*pV++=22;), так и до нее (*++pV=22;). В последнем случае сначала будет увеличено значение указателя, а затем выполнен оператор присваивания.

Выполнять вычитание можно только над указателями одного типа. Результатом вычитания указателей является целое число, указывающее разность адресов памяти.

Над указателями одного типа можно выполнять операцию сравнения, возвращающую логическое значение.

Так же как и при работе с массивами, компилятор Visual C++ не выполняет для указателей проверку на предельные значения.


Содержание раздела